Страница обновлена 21.07.2017

муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества Фрунзенского района»

Страница обновлена 21.07.2017
муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества Фрунзенского района»

ГЛОССАРИЙ

Индивидуализация обучения –

1.      направление в развитии образовательных технологий, которое предполагает углубленную диагностику личности ребенка, проектирование на этой основе индивидуальной программы его обучения и развития, рефлексию результатов;
2.      предоставление ребенку возможностей индивидуального выбора содержания и методов, принятия решений, самоанализа, самооценки в области обучения;
3.      деятельность педагога и ребенка по поддержке и развитию индивидуальности, самостоятельности, интеллектуального самостроительства личности;
4.      повышение роли самостоятельной работы обучающихся в учебном процессе.

Индивидуальность – проявление самобытности, уникальности и неповторимости физических, психических и социальных параметров человека. Проявляется в чертах характера, специфике интересов, интеллекта, потребностей, способностей человека.

Индивидуальность – это уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающее его от других индивидов.

Индивидуальная образовательная программа (ИОП) –

1.      стратегические цели образования;
2.      уровень возможностей и притязаний в образовании личности;
3.      примерный план личностного роста. В основе ИОП лежат индивидуальные данные социально-психологического мониторинга

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это временная последовательность достижения промежуточных и стратегических целей образования. Это динамическое явление, определяемое взаимодействием различных социальных партнеров.

Индивидуальный подход – это

1.      принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;
2.      ориентация на индивидуальные способности ребенка в общении с ним;
3.      учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения;
4.      создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и каждого ребенка.
5.      создание условий (развивающей образовательной среды) для максимально свободной реализации каждым индивидом данных природных задатков, проявления своих возможностей, являющихся главным побудительным мотивом творчества;

Индивидуализация обучения – организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, позволяющая создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения может осуществляться в условиях групповой учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения.

Как принцип  педагогической деятельности индивидуализация предполагает:

-  организацию индивидуально ориентированной помощи каждому ребёнку в реализации базовых потребностей через естественные, понятные формы деятельности (игра, общение, познание и пр.), без которых невозможно определение своего «Я»  и становление таких личностных качеств, как человеческое достоинство, готовность к сотрудничеству, решительность, принципиальность, ответственность и др.;

- активное участие педагога в автономном духовном самоопределении человека, в стимулировании «рождения» и утверждения его способности к  персонализации, позволяющей индивиду осуществлять социально значимые действия не только для себя, но и для других людей, накапливать собственный личный опыт социальной деятельности.

Индивидуальный учебный план – совокупность учебных предметов (курсов), выбранных для освоения обучающимися из учебного плана общеобразовательного учреждения, составленного на основе федерального Базисного учебного плана.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов по сравнению с другими людьми в одном или нескольких видах деятельности.

Одаренный ребенок – ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Потребности – это фундаментальные свойства индивида, выражающие его нужду в чем-либо и являющиеся источником психических сил и активности человека. Потребности – основа мотивов действий и поступков человека. Подразделяются на материальные, духовные, физиологические и социальные.

Профильная группа – группа учащихся, занимающихся по программе профильного изучения предмета.

Способности – это личностные образования, включающие знания и умения, которые сформированы на базе врожденных задатков человека и определяют его возможности в успешном освоении тех или иных деятельностей.

Талант – сочетание способностей, дающее возможность самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.

Творчество – деятельность в области искусств, конструирования, создания и реализации новых проектов, научного познания.

Технология индивидуализированного обучения – такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения приоритетны. Она предполагает проектирование педагогической деятельности на основе индивидуальных качеств ребенка.

Определим ключевые понятия темы, опираясь на толкования их в различных источниках:

Индивидуальность

1) особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от других;
2) отдельная личность как обладатель неповторимой совокупности психических свойств. 

Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость.

Предпосылкой формирования индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, порождая вариативность проявлений индивидуальности.

Индивидуальность – неповторимость, уникальность каждого человека, обеспечивающая ему интеграцию всех личностных свойств, гармонию внутреннего мира, уравновешенность и субъективность (способность осознанно выбирать и управлять своей жизнью, самоопределяться).

Своеобразие личности человека определяется совокупностью свойств его психики, формирующихся под воздействием разнообразных факторов естественной и социальной жизни. Индивидуальность зависит от наследуемых задатков, но не менее важно влияние воспитания, обучения, саморазвития, самовоспитания и самообразования. Поэтому индивидуальность – это высший, кульминационный этап развития человека, «глубина личности» (Б.Г. Ананьев).

Индивидуальность – интегральное свойство личности, совокупность психических особенностей, делающих её уникальной, неповторимой. Каждый человек – единственный и неповторимый в своей индивидуальности. Индивидуальность проявляется в индивидуальных особенностях. Возникновение индивидуальности связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нём различные типологические особенности высшей нервной деятельности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств. К индивидуальным особенностям относятся своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Индивидуальные особенности влияют на развитие личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств».

Е.Н. Степанов в своей книге «Воспитание индивидуальности» определяет индивидуальность как «интегративное свойство человека, отражающее его способность к самоосуществлению – стать и быть самим собой, характеризующее его творческое отношение к самому себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума».

Своеобразие и неповторимость человека как индивида, субъекта и личности принято называть индивидуальностью. При этом необходимо различать три уровня индивидуальности – особенное, уникальное и неповторимое в телесном облике человека (это есть индивидуальность индивида), своеобразие деятельности человека (это есть индивидуальность субъекта)  и самобытность проявления отношений человека к окружающей его действительности (это есть индивидуальность личности).

Индивидуальность – интегративное свойство человека, отражающее его способность к самоосуществлению – стать и быть самим собой, характеризующее его творческое отношение к самому себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума».

Предпосылкой формирования индивидуальности служат анатомо-физиологические задатки, которые преобразуются в процессе воспитания, порождая вариативность проявлений индивидуальности».

Индивидуальный – свойственный определённой, отдельно существующей особи; относящийся к отдельному лицу, единоличный.

Индивидуализация – выделение личности по её индивидуальным свойствам; принятие во внимание особенностей каждого индивида.

Индивидуализация – процесс самореализации, в результате которого личность стремиться обрести индивидуальность; учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.

В рамках системного подхода в целях определения оптимальных условий развития индивидуальности обучающихся в системе дополнительного образования детей полезно соотнести такие понятия, как  «индивидуальность личности» и «индивидуальность учреждения дополнительного образования детей».

Субъект  (лат. subjectum)
1) человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности;
2) человек как носитель каких-либо свойств; личность.

Субъект –
1. В философии: познающий и действующий человек, существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания.
2. Человек как носитель каких-либо свойств (книжн.).

Субъект и объект (лат. Subjectum) – подлежащее и objectum – предмет) – философские категории. Понятие «субъект» первоначально (например, у Аристотеля) обозначало носителя свойств, состояний и действий, и в этом отношении было тождественно понятию субстанции…Под субъектом ныне понимается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа. Объект – то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта.

Понятие субъекта используется в отечественной педагогике в его основном, исходном значении, акцентирующем активное, преобразующе-творческое начало, реализуемое человеком в его деятельности.

Учёные выделяют такие определяющие качества субъекта, как: автономность, самостоятельность, целостность, системность, внутренняя детерминация, регуляция деятельности, способность быть активным творцом своей жизни. Человек, занимая позицию субъекта, перестает быть непосредственно зависимым от многих внешних обстоятельств, он приобретает возможность самостоятельно  выстраивать отношения с внешним миром, способность к преобразующей мир, инициативной активности.

Субъект – высший уровень развития личности, когда личность становится таким центром самоорганизации и саморегуляции, который позволяет ей соотноситься с действительностью целостным, а не парциальным образом.   Это способность разрешать противоречия, способность использовать все свои личностные ресурсы в качестве средств разрешения противоречий, которые приобрели характер проблем.

Субъектность – это свойство личности производить взаимообусловленные изменения в мире, в других людях, в человеке.

Субъектность предполагает ощущение первопричинности собственных действий, ощущение себя источником, началом преобразований. Также исследования показывают, что субъектность связана со сложностью и ясностью Я-концепции личности. Важными проявлениями активности и субъектности являются жизненная позиция и жизненная перспектива.

Сначала формируется субъектность как качество личности, а потом – субъект. Субъектность развивается, в первую очередь, в практической деятельности.

Основой формирования субъектности, субъектной позиции личности выступают: сознание, активность, способность к организации времени жизни.

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося – технология интеграции (предпочтительно представленная индивидуальной дополнительной образовательной программой или её вариативной частью), определяющая путь «образования индивидуальности» самой индивидуальностью (наше определение).

Маршрут с нем. – marche (вперёд, ход) + route (путь) – путь следования.

Индивидуальный подход в воспитании – осуществление педагогического процесса с учётом индивидуальных особенностей обучающихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях» ).

Траектория – это линия самодвижения ребёнка в образовательном пространстве; точки, задающие направленность движения, отыскиваются ребёнком в результате поиска и выбора необходимого и должного для себя. Педагогическая же деятельность представляет собой создание условий, при которых ребёнок может осуществлять деятельность по прокладыванию индивидуальной траектории собственного развития. При этом ребёнок учится приспосабливать предлагаемое к своим целям, он развивает свои способности обнаруживать новые цели, порождать новые смыслы, осваивать новую деятельность.

Дифференциация обучения 
– это разделение учебных планов и программ в среднейшколе с учетом склонностей и способностей учащихся. Осуществляется черезорганизацию школ, учебных потоков, классов и с углубленным изучениемотдельных учебных предметов, факультативных занятий.

 

 

_____________________________
1. Калмыкова З.И.: “Дифференциация обучения – это создание специализированных классов и школ, рассчитанных на учете психологических особенностей школьников”. [23, с.31].
2. Унт И.Э.: “Это учет индивидуальных особенностей учащихся в той или иной форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для раздельного обучения” [54, с.8].
3. Дорофеев Г.Ф,.Суворова С.Б,.Фирсов В.В,.Кузнецов П.В: “Эта такая система обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно меняющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям. [17. С.15-21].