Страница обновлена 21.07.2017

муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества Фрунзенского района»

Страница обновлена 21.07.2017
муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества Фрунзенского района»

Основные виды универсальных учебных действий

 

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных принципов, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

·        личностное, профессиональное, жизненное самоопре­деление;
·        смыслообразование, т.е. установление учащимися свя­зи между целью учебной деятельности и ее мотивом, други­ми словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать;
·        нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный мо­ральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся органи­зацию их учебной деятельности. К ним относятся:

·        целеполагание как постановка учебной задачи на осно­ве соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
·        планирование – определение последовательности про­межуточных целей с учетом конечного результата; составле­ние плана и последовательности действий;
·        прогнозирование – предвосхищение результата и уров­ня усвоения знаний, его временных характеристик;
·        контроль в форме сличения способа действия и его ре­зультата с заданным эталоном с целью обнаружения отклоне­ний и отличий от эталона;
·        коррекция – внесение необходимых дополнений и кор­ректив в план и способ действия в случае расхождения эта­лона, реального действия и его результата;
·        оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
·        саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

·        самостоятельное выделение и формулирование познава­тельной цели;
·        поиск и выделение необходимой информации; приме­нение методов информационного поиска, в том числе с по­мощью компьютерных средств;
·        структурирование знаний;
·        осознанное и произвольное построение речевого вы­сказывания в устной и письменной форме;
·        выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
·        рефлексия способов и условий действия, контроль в оценка процесса и результатов деятельности;
·        смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
·        постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

·        моделирование – преобразование объекта из чувствен­ной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
·        преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

·        анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
·        синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
·        выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
·        подведение под понятие, выведение следствий;
·        установление причинно-следственных связей;
·        построение логической цепи рассуждений;
·        доказательство;
·        выдвижение гипотез и их обоснование.

       Постановка и решение проблемы:

·        формулирование проблемы;
·        самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

·        планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, спо­собов взаимодействия;
·        постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
·        разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разре­шения конфликта, принятие решения и его реализация;
·        управление поведением партнера – контроль, коррек­ция, оценка его действий;
·        умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями комму­никации; владение  монологической  и  диалогической форма­ми речи в соответствии с грамматическими и синтаксически­ми нормами родного языка.