Страница обновлена 21.07.2017

Основные виды универсальных учебных действий

 

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных принципов, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

·        личностное, профессиональное, жизненное самоопре­деление;
·        смыслообразование, т.е. установление учащимися свя­зи между целью учебной деятельности и ее мотивом, други­ми словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать;
·        нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный мо­ральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся органи­зацию их учебной деятельности. К ним относятся:

·        целеполагание как постановка учебной задачи на осно­ве соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
·        планирование – определение последовательности про­межуточных целей с учетом конечного результата; составле­ние плана и последовательности действий;
·        прогнозирование – предвосхищение результата и уров­ня усвоения знаний, его временных характеристик;
·        контроль в форме сличения способа действия и его ре­зультата с заданным эталоном с целью обнаружения отклоне­ний и отличий от эталона;
·        коррекция – внесение необходимых дополнений и кор­ректив в план и способ действия в случае расхождения эта­лона, реального действия и его результата;
·        оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
·        саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

·        самостоятельное выделение и формулирование познава­тельной цели;
·        поиск и выделение необходимой информации; приме­нение методов информационного поиска, в том числе с по­мощью компьютерных средств;
·        структурирование знаний;
·        осознанное и произвольное построение речевого вы­сказывания в устной и письменной форме;
·        выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
·        рефлексия способов и условий действия, контроль в оценка процесса и результатов деятельности;
·        смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
·        постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

·        моделирование – преобразование объекта из чувствен­ной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
·        преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

·        анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
·        синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
·        выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
·        подведение под понятие, выведение следствий;
·        установление причинно-следственных связей;
·        построение логической цепи рассуждений;
·        доказательство;
·        выдвижение гипотез и их обоснование.

       Постановка и решение проблемы:

·        формулирование проблемы;
·        самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

·        планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, спо­собов взаимодействия;
·        постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
·        разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разре­шения конфликта, принятие решения и его реализация;
·        управление поведением партнера – контроль, коррек­ция, оценка его действий;
·        умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями комму­никации; владение  монологической  и  диалогической форма­ми речи в соответствии с грамматическими и синтаксически­ми нормами родного языка.