Страница обновлена 21.07.2017

Сравнительная характеристика
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих  
программ 
и программ по внеурочной деятельности

Основание сравнения Дополнительная 
общеобразовательная общеразвивающая программа


Программа внеурочной деятельности 

Определения понятий

Дополнительное образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения и развития посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ (общеразвивающих и предпрофессиональных), оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ

Внеурочная деятельность - образовательная деятельность, осуществляемая в отличных от классно-урочных форм и 
направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы (ООП) ФГОС

 

Предназначение

Предполагает реализацию цели и задач, заложенных программой

Предполагает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Направления и направленности

Дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительной общеобразовательной программы определённой направленности (основных – 6):

  • художественная
  • социально-педагогическая
  • техническая,
  • естественнонаучная,
  • физкультурно-спортивная,
  • туристско-краеведческая

Внеурочная деятельность

согласно требованиям ФГОС осуществляется

по направлениям развития личности (всего 5):

  • общекультурному
  • общеинтеллектуальному
  • социальному
  • духовно-нравственному
  • спортивно – оздоровительному

 

 

 

Виды и типы программ

По целевой направленности дополнительные общеобразовательные программы могут быть:

·    досуговыми;

·    учебно-познавательными (дополняющими основные общеобразовательные программы);

·    прикладными и предпрофильными

(формирующими практические навыки и умения в определённой сфере деятельности);

·     специальными (для одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)

По характеру вносимых изменений дополнительные общеобразовательные программы могут быть:

-       типовыми (разработанными централизованно и не содержащие каких-либо изменений);

-       адаптированными (типовыми, в которые учреждением внесены локальные изменения, сохраняющие образовательные цели, реализуемые типовой программой);

-       экспериментальными (проходящими апробацию согласно утвержденной исследовательской программе)

-       авторскими (заново разработанными учреждением в рамках принятой образовательной концепции);

Виды и типы программ внеурочной деятельности в достаточной мере не разработаны и нормативно не закреплены.

Авторы – разработчики методического конструктора по организации ВД – П.В.Степанов и Д.В.Григорьев выделяют следующие типы программ ВД:

 1. комплексные программы, предполагающие последовательный переход от результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;

 2. тематические программы, направленные на получение результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, программа патриотического воспитания);

 3. программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (1-го, 2-го или 3-го уровня);

4. программы по конкретным видам внеурочной деятельности (игровой, познавательной, проблемно-ценностному общению, досугово – развлекательной, художественному творчеству, социальному творчеству, трудовой, спортивно-оздоровительной, туристско-краеведческой и пр.);

5. индивидуальные программы внеурочной деятельности.

 

Описание результатов

Исходя из решаемых задач дополнительной общеобразовательной программы (обучающих, развивающих и воспитательных), ожидаемые результаты могут быть представлены как:

-       результаты обучения воспитанника (в предметной области);

-       результаты развития воспитанника;

-       результаты воспитания личности ребёнка.

Планируемые результаты программы ВД могут быть представлены в трех уровнях: 

первый - приобретение школьником социальных знаний, представлений; 

второй - формирование опыта переживаний, позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества;

третий - получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Структура программ

Структура дополнительной общеобразовательной программы нормативно закреплена

(Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»):

-       Титульный лист

-       Пояснительная записка

-       Учебно-тематический план

-       Содержание 

-       Обеспечение

-       Мониторинг образовательныз результатов

-       Список информационных источников

-      Приложение

 

 

 

 

 

 

Структура программы внеурочной деятельности нормативно не закреплена 
(не имеет «жестких» требований). Ниже приводится структура, представленная в методических сборниках издательства «Просвещение»:

·   Введение

·   Перечень основных разделов с указанием часов

·   Описание содержания занятий

·   Характеристика результатов (3-х уровней)

Иногда структура программы ВД заимствуется из учебной (урочной) программы (ООП)

·   Пояснительная записка

·   Особенности форм работы

·   Тематическое планирование

·   Содержание программы

·   УУД(личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные)

·   Планируемые результаты (3-х уровней)

Формы реализации

Дополнительные общеобразовательные программы реализуются, прежде всего, в ОО ДОД,
где они являются основными 
и в иных образовательных организациях, 
имеющих соответствующие лицензии.

Программы Внеурочной деятельности реализуются в образовательных учреждениях общего и среднего образования, внедряющих ФГОС нового поколения. Внеурочная деятельность осуществляется, прежде всего: через часть учебного плана ОУ (школьные научные общества, научные исследования, курсы по выбору и т.д.); через деятельность специалистов сферы воспитания в рамках функциональных обязанностей; через дополнительное образование детей (в условиях школы и в условиях учреждений дополнительного образования детей, культуры, спорта);через инновационную (экспериментальная) деятельность по разработке и внедрению новых образовательных программ.

Экспертиза программ

Дополнительная образовательная программа принимается педагогическим (научно-методическим) советом и утверждается директором образовательного учреждения
(что фиксируется на титульном листе ДОП).


Дополнительная образовательная программа может быть представлена к экспертизе различного уровня.

 

Программа ВД может приниматься педагогическим (научно-методическим) советом и утверждаться директором образовательного учреждения (требование к наличию титульного листа в программе внеурочной деятельности в существующих нормативно-методических материалах пока не фиксировано).

Программа внеурочной деятельности может быть представлена к экспертизе различного уровня.