Страница обновлена 21.07.2017

муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества Фрунзенского района»

Страница обновлена 21.07.2017
муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества Фрунзенского района»

Сравнительная характеристика
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих  
программ 
и программ по внеурочной деятельности

Основание сравнения Дополнительная 
общеобразовательная общеразвивающая программа


Программа внеурочной деятельности 

Определения понятий

Дополнительное образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения и развития посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ (общеразвивающих и предпрофессиональных), оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ

Внеурочная деятельность - образовательная деятельность, осуществляемая в отличных от классно-урочных форм и 
направленная на достижение результатов освоения основной образовательной программы (ООП) ФГОС

 

Предназначение

Предполагает реализацию цели и задач, заложенных программой

Предполагает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Направления и направленности

Дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительной общеобразовательной программы определённой направленности (основных – 6):

  • художественная
  • социально-педагогическая
  • техническая,
  • естественнонаучная,
  • физкультурно-спортивная,
  • туристско-краеведческая

Внеурочная деятельность

согласно требованиям ФГОС осуществляется

по направлениям развития личности (всего 5):

  • общекультурному
  • общеинтеллектуальному
  • социальному
  • духовно-нравственному
  • спортивно – оздоровительному

 

 

 

Виды и типы программ

По целевой направленности дополнительные общеобразовательные программы могут быть:

·    досуговыми;

·    учебно-познавательными (дополняющими основные общеобразовательные программы);

·    прикладными и предпрофильными

(формирующими практические навыки и умения в определённой сфере деятельности);

·     специальными (для одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)

По характеру вносимых изменений дополнительные общеобразовательные программы могут быть:

-       типовыми (разработанными централизованно и не содержащие каких-либо изменений);

-       адаптированными (типовыми, в которые учреждением внесены локальные изменения, сохраняющие образовательные цели, реализуемые типовой программой);

-       экспериментальными (проходящими апробацию согласно утвержденной исследовательской программе)

-       авторскими (заново разработанными учреждением в рамках принятой образовательной концепции);

Виды и типы программ внеурочной деятельности в достаточной мере не разработаны и нормативно не закреплены.

Авторы – разработчики методического конструктора по организации ВД – П.В.Степанов и Д.В.Григорьев выделяют следующие типы программ ВД:

 1. комплексные программы, предполагающие последовательный переход от результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;

 2. тематические программы, направленные на получение результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, программа патриотического воспитания);

 3. программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (1-го, 2-го или 3-го уровня);

4. программы по конкретным видам внеурочной деятельности (игровой, познавательной, проблемно-ценностному общению, досугово – развлекательной, художественному творчеству, социальному творчеству, трудовой, спортивно-оздоровительной, туристско-краеведческой и пр.);

5. индивидуальные программы внеурочной деятельности.

 

Описание результатов

Исходя из решаемых задач дополнительной общеобразовательной программы (обучающих, развивающих и воспитательных), ожидаемые результаты могут быть представлены как:

-       результаты обучения воспитанника (в предметной области);

-       результаты развития воспитанника;

-       результаты воспитания личности ребёнка.

Планируемые результаты программы ВД могут быть представлены в трех уровнях: 

первый - приобретение школьником социальных знаний, представлений; 

второй - формирование опыта переживаний, позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества;

третий - получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Структура программ

Структура дополнительной общеобразовательной программы нормативно закреплена

(Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»):

-       Титульный лист

-       Пояснительная записка

-       Учебно-тематический план

-       Содержание 

-       Обеспечение

-       Мониторинг образовательныз результатов

-       Список информационных источников

-      Приложение

 

 

 

 

 

 

Структура программы внеурочной деятельности нормативно не закреплена 
(не имеет «жестких» требований). Ниже приводится структура, представленная в методических сборниках издательства «Просвещение»:

·   Введение

·   Перечень основных разделов с указанием часов

·   Описание содержания занятий

·   Характеристика результатов (3-х уровней)

Иногда структура программы ВД заимствуется из учебной (урочной) программы (ООП)

·   Пояснительная записка

·   Особенности форм работы

·   Тематическое планирование

·   Содержание программы

·   УУД(личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные)

·   Планируемые результаты (3-х уровней)

Формы реализации

Дополнительные общеобразовательные программы реализуются, прежде всего, в ОО ДОД,
где они являются основными 
и в иных образовательных организациях, 
имеющих соответствующие лицензии.

Программы Внеурочной деятельности реализуются в образовательных учреждениях общего и среднего образования, внедряющих ФГОС нового поколения. Внеурочная деятельность осуществляется, прежде всего: через часть учебного плана ОУ (школьные научные общества, научные исследования, курсы по выбору и т.д.); через деятельность специалистов сферы воспитания в рамках функциональных обязанностей; через дополнительное образование детей (в условиях школы и в условиях учреждений дополнительного образования детей, культуры, спорта);через инновационную (экспериментальная) деятельность по разработке и внедрению новых образовательных программ.

Экспертиза программ

Дополнительная образовательная программа принимается педагогическим (научно-методическим) советом и утверждается директором образовательного учреждения
(что фиксируется на титульном листе ДОП).


Дополнительная образовательная программа может быть представлена к экспертизе различного уровня.

 

Программа ВД может приниматься педагогическим (научно-методическим) советом и утверждаться директором образовательного учреждения (требование к наличию титульного листа в программе внеурочной деятельности в существующих нормативно-методических материалах пока не фиксировано).

Программа внеурочной деятельности может быть представлена к экспертизе различного уровня.