Сравнительная характеристика
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
и программ по внеурочной деятельности
Основание сравнения |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа |
|
Определения понятий |
Дополнительное образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения и развития посредством реализации дополнительных общеобразовательных программ (общеразвивающих и предпрофессиональных), оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ |
Внеурочная деятельность - образовательная деятельность, осуществляемая в отличных от классно-урочных форм и
|
Предназначение |
Предполагает реализацию цели и задач, заложенных программой |
Предполагает достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования |
Направления и направленности |
Дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнительной общеобразовательной программы определённой направленности (основных – 6):
|
Внеурочная деятельность согласно требованиям ФГОС осуществляется по направлениям развития личности (всего 5):
|
Виды и типы программ |
По целевой направленности дополнительные общеобразовательные программы могут быть: · досуговыми; · учебно-познавательными (дополняющими основные общеобразовательные программы); · прикладными и предпрофильными (формирующими практические навыки и умения в определённой сфере деятельности); · специальными (для одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья) По характеру вносимых изменений дополнительные общеобразовательные программы могут быть: - типовыми (разработанными централизованно и не содержащие каких-либо изменений); - адаптированными (типовыми, в которые учреждением внесены локальные изменения, сохраняющие образовательные цели, реализуемые типовой программой); - экспериментальными (проходящими апробацию согласно утвержденной исследовательской программе) - авторскими (заново разработанными учреждением в рамках принятой образовательной концепции); |
Виды и типы программ внеурочной деятельности в достаточной мере не разработаны и нормативно не закреплены. Авторы – разработчики методического конструктора по организации ВД – П.В.Степанов и Д.В.Григорьев выделяют следующие типы программ ВД: 1. комплексные программы, предполагающие последовательный переход от результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности; 2. тематические программы, направленные на получение результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, программа патриотического воспитания); 3. программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (1-го, 2-го или 3-го уровня); 4. программы по конкретным видам внеурочной деятельности (игровой, познавательной, проблемно-ценностному общению, досугово – развлекательной, художественному творчеству, социальному творчеству, трудовой, спортивно-оздоровительной, туристско-краеведческой и пр.); 5. индивидуальные программы внеурочной деятельности.
|
Описание результатов |
Исходя из решаемых задач дополнительной общеобразовательной программы (обучающих, развивающих и воспитательных), ожидаемые результаты могут быть представлены как: - результаты обучения воспитанника (в предметной области); - результаты развития воспитанника; - результаты воспитания личности ребёнка. |
Планируемые результаты программы ВД могут быть представлены в трех уровнях: первый - приобретение школьником социальных знаний, представлений; второй - формирование опыта переживаний, позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества; третий - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. |
Структура программ |
Структура дополнительной общеобразовательной программы нормативно закреплена (Письмо МО и Н РФ от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»): - Титульный лист - Пояснительная записка - Учебно-тематический план - Содержание - Обеспечение - Мониторинг образовательныз результатов - Список информационных источников - Приложение
|
Структура программы внеурочной деятельности нормативно не закреплена · Введение · Перечень основных разделов с указанием часов · Описание содержания занятий · Характеристика результатов (3-х уровней) Иногда структура программы ВД заимствуется из учебной (урочной) программы (ООП) · Пояснительная записка · Особенности форм работы · Тематическое планирование · Содержание программы · УУД(личностные, коммуникативные, регулятивные, познавательные) · Планируемые результаты (3-х уровней) |
Формы реализации |
Дополнительные общеобразовательные программы реализуются, прежде всего, в ОО ДОД, |
Программы Внеурочной деятельности реализуются в образовательных учреждениях общего и среднего образования, внедряющих ФГОС нового поколения. Внеурочная деятельность осуществляется, прежде всего: через часть учебного плана ОУ (школьные научные общества, научные исследования, курсы по выбору и т.д.); через деятельность специалистов сферы воспитания в рамках функциональных обязанностей; через дополнительное образование детей (в условиях школы и в условиях учреждений дополнительного образования детей, культуры, спорта);через инновационную (экспериментальная) деятельность по разработке и внедрению новых образовательных программ. |
Экспертиза программ |
Дополнительная образовательная программа принимается педагогическим (научно-методическим) советом и утверждается директором образовательного учреждения
|
Программа ВД может приниматься педагогическим (научно-методическим) советом и утверждаться директором образовательного учреждения (требование к наличию титульного листа в программе внеурочной деятельности в существующих нормативно-методических материалах пока не фиксировано). Программа внеурочной деятельности может быть представлена к экспертизе различного уровня.
|