Страница обновлена 07.04.2021

муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества Фрунзенского района»

Страница обновлена 07.04.2021
муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества Фрунзенского района»

Гиперактивность в детском возрасте.

 

Двигательная активность, подвижность,  любознательность являются характеристиками нормального развития ребенка.
Но существует группа детей, у которых эти качества достигают патологического уровня.
Таких детей называют гиперактивными, т.е. сверхподвижными.

В настоящее время данная проблема приобретает не только психологическую, но и социальную значимость,
так как психомоторное беспокойство, расторможенность, повышенная раздражительность и одновременно
с этим быстрая утомляемость мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу.

 

Критерии выявления гиперактивности у ребенка (должны быть отмечены не менее 3х позиций):

  • Часто беспокойно двигает руками или ногами или ерзает на месте.
  • Покидает свое место в классной комнате или в другой ситуации, когда требуется оставаться на месте.
  • Часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это является неуместным
    (в подростковом или зрелом возрасте может присутствовать лишь чувство беспокойства).
  • Часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения при тихом проведении досуга.
  • Обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на которую существенно
    не влияют социальная ситуация и требования.

 

Советы родителям:

  • Обязательно проконсультируйтесь у специалистов (психолога, невролога).
  • Воспитывая гиперактивного ребенка, избегайте крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности,
    с одной стороны, и установления перед ребенком завышенных требований – с другой стороны.
  • Старайтесь общаться с ребенком спокойно и сдержанно, сведите к минимуму запреты и слова «нет», «нельзя»,
    исключите из своей речи негативные выражения типа «не вертись, я с тобой разговариваю».
  • Придерживайтесь «позитивной модели» воспитания, избегайте излишней пунктуальности, жесткости наказаний,
    всегда хвалите ребенка, когда он этого заслуживает.
  • Занимаясь с ребенком, давайте ему только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить.
  • При объяснении какого-то задания используйте зрительную стимуляцию (рисунки, картинки, графики и др.).
  • Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие сосредоточенности, усидчивости, концентрации внимания.
  • Придерживайтесь четкого распорядка дня и терпеливо требуйте его соблюдения, особенно режима сна.
  • Ограничивайте пребывание ребенка в больших компаниях.
  • Не провоцируйте ребенка на шумные игры с участием других детей (идеальный вариант, когда ваш ребенок
    играет еще с одним ребенком).
  • Создайте спокойную атмосферу в семье, не ссорьтесь в его присутствии, не говорите на повышенных тонах.
  • Каждый день ставьте перед ребенком определенную и совершенно конкретную цель, которую он в силах достичь,
    обязательно похвалите его за выполнение задания, тем или иным образом поощрите.
  • Приучите ребенка к занятиям физкультурой, спортом, прогулками на свежем воздухе, подвижным играм;
    помогите найти ему любимое дело, увлечение, хобби, не перегружая ребенка занятиями в разных кружках        
    (это особенно относится к тем случаям, когда ребенок не испытывает особой радости от этих занятий).

 

Советы педагогам:

  • Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Ребенок должен быть всегда в поле зрения педагога.
    У ребенка должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.
  • Задания лучше иметь в виде раздаточного материала (карточки с заданиями).
  • В ходе занятия предусматривайте возможности для минуток отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией.
  • Используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и,
    наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
  • Дозируйте выполнение большого задания, предлагайте его в виде последовательных частей и периодически
    контролируйте ход работы на каждой из частей, внося необходимые коррективы.
  • Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло – во время занятия попросите его убрать материал,
    раздать бланки с заданиями и т.п.
  • Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ребенка. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований.
  • Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.
    Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых.
    Пусть он станет хорошим экспертом по некоторым областям знаний.
  • Не акцентируйте постоянно внимание на его плохом поведении. За позитивные поступки поощряйте сразу же.
    Критикуйте не личность в целом, а его поступки.
  • Помните, что положительные изменения наступят не так, быстро, как хотелось бы. Улучшение состояния ребенка
    зависит не только от специальной коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.