Стиль воспитания ребенка.
Уважаемые родители, педагоги-психологи Дома творчества предлагают пройти небольшой тест,
с помощью которого вы можете узнать ваш стиль воспитания ребенка.
Выберите вариант ответа для каждого из десяти вопросов.
1. Считаете ли вы, что ребенок должен:
А) делиться с вами всеми своими мыслями и чувствами, рассказывать обо всем, что происходит с ним и вокруг него;
Б) рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться;
В) оставлять свои мысли и переживания при себе.
2. Если вы узнаете, что ваш ребенок взял игрушку у другого ребенка в его отсутствие и без разрешения, то вы:
А) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему самому принять
правильное решение;
Б) предоставите детям самим разбираться в своих проблемах;
В) отругаете ребенка при других детях и заставите вернуть взятую без спросу игрушку и извиниться.
3. Если ваш ребенок, обычно активный, подвижный и не очень дисциплинированный, сосредоточился и
хорошо выполнил то, о чем вы его просили (сделал задание), то вы:
А) похвалите его и будете рассказывать родным и знакомым при удобном случае о том, какой он у вас молодец;
Б) порадуетесь и постараетесь выяснить, почему сегодня все так хорошо получилось;
В) примете как должное и скажете: «Всегда бы так».
4. Ребенок забыл сказать вам «спасибо», был не очень вежлив с вами. Как вы поступите?
А) заставите ребенка исправить свою ошибку;
Б) не обратите на это внимания;
В) не упоминая о невежливом поведении ребенка, расскажете ему какую-нибудь историю о том, как невежливость мешает нам жить.
5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы предпочтете делать?
А) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются, со стороны, не вмешиваясь;
Б) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание;
В) порадуетесь, что в доме спокойно, и займетесь своими делами.
6. C каким из утверждений вы полностью согласны:
А) чувства и переживания ребенка поверхностны, у него все быстро проходит, и не стоит поэтому обращать внимание на «взрывы» его эмоций;
Б) эмоции и переживания ребенка важные факторы, с помощью которых его можно обучать и воспитывать;
В) чувства и переживания ребенка уникальны и значимы, и относиться к ним нужно бережно и предельно тактично.
7. Ваш базовый принцип при взаимодействии с ребенком:
А) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитать его;
Б) у ребенка большие возможности для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка;
В) ребенок развивается в основном под влиянием наследственности, и управлять процессом его развития практически невозможно, так что главная забота родителей, чтобы ребенок был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков.
8. Как вы относитесь к активности самого ребенка:
А) положительно, поскольку без нее невозможно полноценное развитие личности;
Б) отрицательно, так как активность ребенка часто мешает всем планам обучения и воспитания;
В) положительно, но только тогда, когда проявления активности согласованы с родителями.
9. Ребенок не хочет выполнять просьбу или поручение. Что вы предпримете?
A) Заставите его выполнить ваше поручение,
Б) Постараетесь обыграть свое поручение в интересной для ребенка форме.
B) Ничего не станете предпринимать. Сами все сделаете.
10. C каким из утверждений вы полностью согласны:
А) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем;
Б) если ребенок не осознает и не ценит заботу о нем, то он непременно когда-нибудь пожалеет об этом;
В) родители должны быть благодарны детям за их любовь и доверие.
№ вопроса | баллы за ответ "А" | баллы за ответ "Б" | баллы за ответ "В" |
1 | 2 | 3 | 1 |
2 | 3 | 1 | 2 |
3 | 2 | 3 | 1 |
4 | 2 | 1 | 3 |
5 | 3 | 2 | 1 |
6 | 1 | 2 | 3 |
7 | 2 | 3 | 1 |
8 | 3 | 1 | 2 |
9 | 1 | 2 | 3 |
10 | 2 | 1 | 3 |
Теперь подсчитайте все набранные вами баллы.
Если вы набрали от 25 до 30 баллов, то вы предпочитаете демократический стиль общения с ребенком.
Если вы набрали от 20 до 24 баллов, вы склонны к авторитарному стилю.
Если вы набрали от 10 до 19 баллов, то ваш стиль общения либеральный (иногда его называют еще либерально-попустительским).
Либеральный стиль воспитания.
Родители, предпочитающие либеральный стиль, склонны устраняться от воспитания ребенка.
Они считают, что воспитывать и обучать ребенка должны люди, имеющие специальное образование,
то есть педагоги и воспитатели. Ребенок может пользоваться вседозволенностью, ему предоставляют полную
свободу и не требуют при этом отвечать за то, что он делает или говорит. Родители играют роль доброго большого
взрослого, который дает ребенку скидку, как беспомощному и безнадежному, относится к нему как к
некомпетентному и несамостоятельному. Они снисходят к нуждам своего несмышленыша.
Дети, родители которых предпочитают либеральный стиль, чаще не доверяют людям, становятся замкнутыми.
Авторитарный стиль воспитания.
Родители, предпочитающие авторитарный стиль, не считают нужным считаться с мнением ребенка о том,
чего он хочет, что ему нужно и к чему он стремится. Для них совершенно ясно, как будет лучше, а если он с этим
сценарием не согласен, то либо мал, либо глуп, либо и то и другое. Часто родители с преобладанием авторитарного
стиля общаются с ребенком угрозами или путем постановки условий, то есть заботятся прежде всего о себе,
а не о ребенке, нужды которого отрицаются. Ребенок живет с ощущением, что он ничего не значит, его нужды и
чувства не идут в расчет. Авторитарные родители считают себя вправе применять различные физические наказания,
кричать на детей, трясти их.
Дети таких родителей могут вырасти как слабыми и безответными «жертвами», считающими себя виноватыми
во всем плохом, что происходит с ними, так и решительными, жесткими людьми, которые предпочитают независимость
и твердость и в то же время во всех своих неудачах винят все и всех, кроме себя.
Демократический стиль воспитания.
Оптимальный стиль воспитания, разумеется, демократический, когда родители высказывают свое мнение по разным
вопросам жизни, но всегда открыты к диалогу, готовы выслушать мнение ребенка и согласиться с ним, если он
предлагает разумное решение проблемы, а также если дело касается его личного выбора: выбора друзей, профессии,
занятий и хобби. Такие родители дают ребенку уверенную, поддерживающую заботу, они очень чувствительны к нуждам ребенка.
Ребенок ощущает родительские любовь и заботу, охотно и легко принимает помощь, ему комфортно в том окружении,
в котором он живет. Родители помогают только тогда, когда это действительно необходимо, в остальных же случаях
поощряют думать и делать то, что он способен делать для себя.
Дети родителей, предпочитающих демократический стиль общения, чаще добиваются значительных успехов в своей взрослой жизни.
Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. Если родители не достигли
согласия по вопросам воспитания, то процесс воспитания напоминает известную басню И. Крылова «Лебедь, рак и щука».
Результаты воспитания, что вполне естественно, соответствующие. Еще более важно, чем согласие в методах воспитания,
чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда и прийти к согласию по вопросам воспитания гораздо легче.
Если между родителями нет согласия, то они по-разному оценивают один и тот же поступок, а мама может похвалить за то,
за что папа отругает, и наоборот. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно и что нет, он ни в чем
не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Не понимая предъявляемых к нему требований,
ребенок не может нормально развиваться, живет в состоянии психологического стресса. Дети, которые растут в таких условиях,
составляют группу риска по развитию неврозов.
Педагоги-психологи:
Хаймина А.Г.,
Сироткина Н.В.