Страница обновлена 07.04.2021

муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества Фрунзенского района»

Страница обновлена 07.04.2021
муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества Фрунзенского района»

Стиль воспитания ребенка.

 

Уважаемые родители, педагоги-психологи Дома творчества предлагают пройти небольшой тест,
с помощью которого вы можете узнать ваш стиль воспитания ребенка. 

 Выберите вариант ответа для каждого из десяти вопросов.

 1. Считаете ли вы, что ребенок должен: 

 А) делиться с вами всеми своими мыслями и чувствами, рассказывать обо всем, что происходит с ним и вокруг него; 

 Б) рассказывать вам только то, чем он сам захочет поделиться; 

 В) оставлять свои мысли и переживания при себе. 

 

2. Если вы узнаете, что ваш ребенок взял игрушку у другого ребенка в его отсутствие и без разрешения, то вы: 

 А) поговорите с ребенком «по душам», и предоставите ему самому принять 

 правильное решение; 

 Б) предоставите детям самим разбираться в своих проблемах; 

 В) отругаете ребенка при других детях и заставите вернуть взятую без спросу игрушку и извиниться. 

 

 3. Если ваш ребенок, обычно активный, подвижный и не очень  дисциплинированный, сосредоточился и
хорошо выполнил то, о чем вы его просили (сделал задание), то вы: 

 А) похвалите его и будете рассказывать родным и знакомым при удобном случае о том, какой он у вас молодец; 

 Б) порадуетесь и постараетесь выяснить, почему сегодня все так хорошо получилось; 

 В) примете как должное и скажете: «Всегда бы так». 

 

 4. Ребенок забыл сказать вам «спасибо», был не очень вежлив с вами. Как вы поступите? 

 А) заставите ребенка исправить свою ошибку; 

 Б) не обратите на это внимания; 

 В) не упоминая о невежливом поведении ребенка, расскажете ему какую-нибудь историю о том, как невежливость мешает нам жить. 

 

 5. Дети спокойно играют. У вас появилось немного свободного времени. Что вы предпочтете делать? 

 А) понаблюдаете за тем, как дети играют и общаются, со стороны, не вмешиваясь; 

 Б) включитесь в игру: поможете, подскажете или сделаете замечание; 

 В) порадуетесь, что в доме спокойно, и займетесь своими делами. 

 

 6. C каким из утверждений вы полностью согласны: 

 А) чувства и переживания ребенка поверхностны, у него все быстро проходит, и не стоит поэтому обращать внимание на «взрывы» его эмоций; 

 Б) эмоции и переживания ребенка важные факторы, с помощью которых его можно обучать и воспитывать; 

 В) чувства и переживания ребенка уникальны и значимы, и относиться к ним нужно бережно и предельно тактично. 

 

 7. Ваш базовый принцип при взаимодействии с ребенком: 

 А) ребенок слаб, неразумен, неопытен, и только взрослый может и должен научить и воспитать его; 

 Б) у ребенка большие возможности для саморазвития, а сотрудничество взрослого должно направляться на максимальное повышение активности самого ребенка; 

 В) ребенок развивается в основном под влиянием наследственности, и управлять процессом его развития практически невозможно, так что главная забота родителей, чтобы ребенок был здоров, сыт и не совершал неприемлемых поступков. 

 

 8. Как вы относитесь к активности самого ребенка

 А) положительно, поскольку без нее невозможно полноценное развитие личности; 

 Б) отрицательно, так как активность ребенка часто мешает всем планам обучения и воспитания; 

 В) положительно, но только тогда, когда проявления активности согласованы с  родителями. 

 

9. Ребенок не хочет выполнять просьбу или поручение. Что вы предпримете? 

A) Заставите его выполнить ваше поручение, 

Б) Постараетесь обыграть свое поручение в интересной для ребенка форме. 

B) Ничего не станете предпринимать. Сами все сделаете. 

 

 10. C каким из утверждений вы полностью согласны: 

 А) ребенок должен быть благодарен взрослым за заботу о нем; 

 Б) если ребенок не осознает и не ценит заботу о нем, то он непременно когда-нибудь пожалеет об этом; 

 В) родители должны быть благодарны детям за их любовь и доверие.

№ вопроса баллы за ответ "А" баллы за ответ "Б" баллы за ответ "В"
1 2 3 1
2 3 1 2
3 2 3 1
4 2 1 3
5 3 2 1
6 1 2 3
7 2 3 1
8 3 1 2
9 1 2 3
10 2 1 3

Теперь подсчитайте все набранные вами баллы. 

 Если вы набрали от 25 до 30 баллов, то вы предпочитаете демократический стиль общения с ребенком. 

 Если вы набрали от 20 до 24 баллов, вы склонны к авторитарному стилю. 

 Если вы набрали от 10 до 19 баллов, то ваш стиль общения либеральный (иногда его называют еще либерально-попустительским). 

 

Либеральный стиль воспитания.

 Родители, предпочитающие либеральный стиль, склонны устраняться от воспитания ребенка.
Они считают, что воспитывать и обучать ребенка должны люди, имеющие специальное образование,
то есть педагоги и воспитатели. Ребенок может пользоваться вседозволенностью, ему предоставляют полную
свободу и не требуют при этом отвечать за то, что он делает или говорит. Родители играют роль доброго большого
взрослого, который дает ребенку скидку, как беспомощному и безнадежному, относится к нему как к
некомпетентному и несамостоятельному. Они снисходят к нуждам своего несмышленыша.

Дети, родители которых предпочитают либеральный стиль, чаще не доверяют людям, становятся замкнутыми. 

 

Авторитарный стиль воспитания.

 Родители, предпочитающие авторитарный стиль, не считают нужным считаться с мнением ребенка о том,
чего он хочет, что ему нужно и к чему он стремится. Для них совершенно ясно, как будет лучше, а если он с этим
сценарием не согласен, то либо мал, либо глуп, либо и то и другое. Часто родители с преобладанием авторитарного
стиля общаются с ребенком угрозами или путем постановки условий, то есть заботятся прежде всего о себе,
а не о ребенке, нужды которого отрицаются. Ребенок живет с ощущением, что он ничего не значит, его нужды и
чувства не идут в расчет. Авторитарные родители считают себя вправе применять различные физические наказания,
кричать на детей, трясти их.

Дети таких родителей могут вырасти как слабыми и безответными «жертвами», считающими себя виноватыми
во всем плохом, что происходит с ними, так и решительными, жесткими людьми, которые предпочитают независимость
и твердость и в то же время во всех своих неудачах винят все и всех, кроме себя. 

 

Демократический стиль воспитания.

 Оптимальный стиль воспитания, разумеется, демократический, когда родители высказывают свое мнение по разным
вопросам жизни, но всегда открыты к диалогу, готовы выслушать мнение ребенка и согласиться с ним, если он
предлагает разумное решение проблемы, а также если дело касается его личного выбора: выбора друзей, профессии,
занятий и хобби. Такие родители дают ребенку уверенную, поддерживающую заботу, они очень чувствительны к нуждам ребенка.
Ребенок ощущает родительские любовь и заботу, охотно и легко принимает помощь, ему комфортно в том окружении,
в котором он живет. Родители помогают только тогда, когда это действительно необходимо, в остальных же случаях
поощряют думать и делать то, что он способен делать для себя.

Дети родителей, предпочитающих демократический стиль общения, чаще добиваются значительных успехов в своей взрослой жизни. 

 

Большое значение имеет согласованность родительских взглядов на воспитание. Если родители не достигли
согласия по вопросам воспитания, то процесс воспитания напоминает известную басню И. Крылова «Лебедь, рак и щука».
Результаты воспитания, что вполне естественно, соответствующие. Еще более важно, чем согласие в методах воспитания,
чтобы между родителями были гармоничные отношения. Тогда и прийти к согласию по вопросам воспитания гораздо легче.
Если между родителями нет согласия, то они по-разному оценивают один и тот же поступок, а мама может похвалить за то,
за что папа отругает, и наоборот. Ребенок в этом случае не понимает, что на самом деле правильно и что нет, он ни в чем
не может быть уверен, а значит, не ощущает себя в безопасности. Не понимая предъявляемых к нему требований,
ребенок не может нормально развиваться, живет в состоянии психологического стресса. Дети, которые растут в таких условиях,
составляют группу риска по развитию неврозов.

 

Педагоги-психологи:

Хаймина А.Г.,

Сироткина Н.В.